2019-02-22 16:05
Если восточные славяне IX в. называли скандинавских шведов именем Русь, то почему в IX в. скандинавы вдруг перестали так называться, а имя Русь было усвоено только тем из них, кто осел на землях восточных славян? Если слово Русь происходит из древнешведского языка и распространялось с севера на юг, то почему название Русская земля первоначально относилась только к землям Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов, Переяславль), а не к Новгороду, Пскову, Ладоге? Как известно из ПВЛ, варяги были призваны именно в эти северные края (около 862 г.), и лишь затем осели в Киеве (не позднее 882 г.).
Наконец, известно, что гипотетическое зап.-фин. rotsi имеет продолжения практически во всех языках финской группы - саамском (в северной Норвегии - ruossa), комизырянском (rot's), удмуртском (dzwts), остякском (ruts, rut) вогульском (ros, rus), ненецких диалектах (luса, lusa, luса, lusa, l'uаsа, l'uot'a); а кроме того в тунгусском и бурятском (luca), юкагирском (lusi, luci) и др. Любопытно, что во всех этих языках соответствующий термин означает не 'шведы', а 'восточные славяне, русские'. На карте, указывающей распространение данного термина в финно-угорском ареале, ясно видно, что «германская» семантика представлена в центре финского ареала (территории чуди, веси, суми т.е. западнофинских народов) и окружена по периметру изосемой со «славянской» семантикой (территории саамов, славян, волжских и пермских народов). Укажем в этой связи на многократно доказавший свою справедливость закон лексического (и шире, языкового) развития, гласящий, что в центре языкового ареала проявляются инновации, а на периферии консервируются архаичные языковые черты.
[Принцип архаичности периферии хорошо демонстрируется в этнонимии - так, древнее самоназвание славян сохранилось на периферии славянства у словенцев и словаков (в прошлом ближайших соседей) и древненовгородских словен; соответствия этникону галuчане также характерны для европейской периферии (галлы, гэлы - коренные жители Уэльса, испанские галисийцы)]
В свете данного закона именно периферийную (т.е. «славянскую») семантику финских продолжений следует считать наиболее архаичной, а термины с «германской» семантикой, занимающие центральный ареал, тем самым оказываются вторичными. Действительно, разве не могли финны достаточно рано, еще до упрощения консонантных групп в праславянском заимствовать у какой-то ветви восточных славян слово Русь (точнее, его праформу roud-si-), а затем, в эпоху варяжской экспансии в славянские земли, перенести его на ш bведов?
[Иными словами, шведы, пришедшие к финнам со стороны славян (руси), могли получить имя последних - так же, как восточные славяне, осевшие к югу от Литвы, получили литовское название южного народа «готы» (Gudai - лит. 'белорусы'); как в Византии тюрки, скандинавы и славяне, приходившие со стороны северного Причерноморья, назывались «скифы». По той же причине восточные славяне в скандинавских источниках могли именоваться «греками» (girzkr)]
С точки зрения исторической лингвистики это вполне возможно - правда, придется признать такое заимствование в очень ранний период, примерно в VII -VIII вв., когда о славянской руси, как будто, ничего не известно. Однако мы имеем, с одной стороны, сообщение сирийского автора середины VI в. Псевдо-Захарии о народе Hros/Hrus в северном Причерноморье, а с другой - распределение праосновы rotsi по финно-угорским языкам, которое свидетельствует именно о первичности «славянского» значения.
Картина распределения этнонима по диалектам усложняется еще больше, если учесть наличие термина ruottsi в олонецком и карельском (т.е. также в центре ареала) в значении 'финны', 'Финляндия'. С тем, что это значение представляет собой семантическую инновацию, кажется, спорить невозможно. Но чем тогда отличается занимающая центральный ареал изосема Ruotsi 'шведы' от географически смежной с нею изосемы ruottsi 'финны'? Следовательно, вопрос можно сформулировать следующим образом: если продолжения праформы *rоtsi в финноугорских языках имеют семантику 'шведы', 'финны' и 'русские', то какое из этих значений древнейшее? Историки и археологи «скандинавского» направления полагают (правда, не приводя доказательств), что первично значение 'шведы', тогда как лингвистическая методология дает однозначный вывод первично периферийное значение 'русские', а 'шведы' и 'финны', представленные в центре западно-финского ареала должны. рассматриваться как позднейшие инновации.
Поскольку «скандинавская» гипотеза, лишенная лингвистической базы, не дает удовлетворительного ответа на все эти вопросы, «северная» этимология этнонима Русь остается не более чем догадкой - причем прямых лингвистических аргументов в ее пользу нет, а косвенные нейтрализуются таким же (или даже большим) количеством контраргументов.
Цит. по: к.ф.н. Максимович К.А. Происхождение этнонима Русь в свете исторической лингвистики и древнейших письменных источников.
1 комментарий:
Очень смешной текст, начиная с первого предложения: "Если восточные славяне IX в. называли скандинавских шведов именем Русь, то почему в IX в. скандинавы вдруг перестали так называться, а имя Русь было усвоено только тем из них, кто осел на землях восточных славян?" Скандинавы себя русью не называли. Их так называли словене, обкатав финское "ротси", восходящее к германскому глаголу, означающему передвижение на гребных судах. То есть речь не о национальности, а о гребцах, о морской скандинавской пехоте... Дальше текст еще смешнее и еще демучее. Свято-Тихоновский институт по уровню научной берендеевщины, как всегда, на недосягаемой высоте.
Отправить комментарий